О некоторых особенностях централизованного тестирования в 2022 году по физике и математике
Наступившая весна и прошедшие этапы репетиционного тестирования свидетельствуют о том, что неумолимо приближается то время, когда нынешним одиннадцатиклассникам, решившим стать абитуриентами ВУЗов, придётся доказывать своё право быть студентами тех высших учебных заведений, которые они выбрали для получения образования по своей будущей профессии. Доказать это право будет непросто: нужно будет успешно сдать тесты по соответствующим предметам. Для технических специальностей такими предметами являются физика и математика. Цель данной статьи – помочь будущим абитуриентам сдать тесты по этим предметам наилучшим образом.
Конечно, каждый знает, что для этого нужны глубокие знания (учёба в школе ещё не закончена, и совсем не поздно эти знания укрепить), опыт написания тестов (для этого надо было регулярно ходить на репетиционное тестирование), психологическая антистрессовая устойчивость, если что-то пойдёт не так (это умение тоже ещё можно приобрести). Но речь в этой статье пойдёт не об этом. Писать тест гораздо проще, если знаешь, что тебя на этом тесте ждёт, т.е. какие примерно будут задания, на какие темы, каково количество заданий по той или иной теме, как распределяется сложность этих заданий по темам, номерам и разделам.
На основании опубликованной РИКЗом и подписанной министром образования спецификации тестов по физике и математике, анализа заданий РТ-2 по этим предметам, многолетнего опыта по подготовке абитуриентов к сдаче тестов по физике и математике, попробуем описать структуру будущего теста и проанализировать возможную стратегию и тактику абитуриента в сложившихся условиях.
Первая хорошая новость для абитуриентов – увеличенное на 30 минут время выполнения теста без увеличения общего количества заданий (всего 32). Это значит, что абитуриент может более спокойно и вдумчиво воспринимать условия задач и уже на этапе чтения условия определять скрытые в них «ловушки», изюминки, «фишки», вынуждающие не очень внимательных абитуриентов делать ошибки. Ну и, как говорили абитуриенты прошлых лет, им как раз не хватало этих 30 минут для того, чтобы разобраться со всеми вопросами, связанными с проверкой решений и с более качественным заполнением бланков.
В среднем на решение одного задания с заполнением бланка теперь уходит 6 минут и приблизительно 34 секунды. Речь о том, как рациональнее использовать это время, пойдёт далее.
СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТОВ
В этом году спецификация тестов по физике и математике предполагает следующие уровни трудности:
I уровень – 5 заданий (15,63 %).
II уровень – 8 заданий (25,00 %).
III уровень – 13 заданий (40,62 %).
IV уровень – 4 задания (12,50 %).
V уровень – 2 задания (6,25 %).
Анализ ЦТ прошлого года, второй этап репетиционного тестирования этого года показали, что задачи по уровням сложности на ЦТ-2022, возможно, будут распределены так:
Математика
Раздел А I уровень – 5 заданий II уровень – 8 заданий III уровень – 4 задания IV уровень – 1 задание |
Раздел В III уровень – 9 заданий IV уровень – 3 задания V уровень – 2 задания |
Физика
Раздел А I уровень – 5 заданий II уровень – 8 заданий III уровень – 5 заданий |
Раздел В III уровень – 9 заданий IV уровень – 4 задания V уровень – 2 задания |
В качестве полезных комментариев к этой информации можно сообщить следующее.
Математика.
Задача IV уровня в разделе А – это будет, возможно, задача А18 по геометрии (стереометрии). Её следует сначала пропустить, и лучше это время потратить на решение задач из раздела В, например, 2–3 задачи на выбор из В1–В7 (III уровня).
Затраченное время будет примерно одинаковое, но вместо 1 первичного балла за 1 задачу раздела А, вы получите 4–6 первичных балла за решение задач уровня В. Это к вопросу о рациональном использовании времени, ведь заранее не известно, как всё пойдёт. А если всё пойдёт хорошо и на лёгких задачах вы сэкономите достаточно времени, то впоследствии можно вернуться и к задаче А18, и к задачам IV–V уровня раздела В (это задачи В10–В14).
Физика.
Одной из первых задач, достаточно трудных для решения, будет задача А3 III уровня по кинематике. Как правило, учащиеся не ожидают относительно трудную задачу фактически в начале теста, ввязываются в решение, как им кажется, лёгкой задачи и начинают терять время, думая, что вот-вот всё получится, а ответа такого среди предложенных нет. Эту задачу тоже следует вначале пропустить и вернуться к ней позже (т. е. поступить, как с задачей А18 по математике).
Также следует сначала пропустить задачи В4–В5 IV–V уровня по механике, В8 по термодинамике, В10–В11 по электродинамике. В отличие от теста по математике, задачи В12–В14 вполне решаемые. Более подробно эти вопросы рассмотрим далее при анализе задач по различным темам. Правильная тактика при выборе первоочередных задач позволит вам рационально потратить своё время и решить максимальное количество доступных для вашего уровня знаний задач, не тратя время впустую на решение трудных задач, оставив их на потом.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМАМ
В этом году произошли существенные изменения в содержании задач по темам и разделам как по математике, так и в большей степени по физике. Абитуриентам следует уделить особое внимание информации по этому разделу.
Математика.
Спецификация 2022 года предполагает следующее распределение задач по темам и разделам математики:
- Числа и вычисления – 4 задания (12,5 %).
- Выражения и их преобразования – 4 задания (12,5 %).
- Уравнения и неравенства – 10 заданий (31,25 %). – 1 задание
- Координаты и функции – 5 заданий (15,63 %). + 1 задание
- Геометрия – 9 заданий (28.12 %).
— 1 задание, +1 задание – изменение количества заданий по сравнению с прошлым годом. Связано это с тем, что в этом году впервые в ЦТ была включена тема «Производная», и за счёт уменьшения одного задания из раздела «Уравнения и неравенства» добавили 1 задание в раздел «Координаты и функции» как раз по производным. Поэтому данную тему следует повторить основательно, так как она обязательно будет в тесте.
О том, какие именно задания могут быть по производным, можно будет судить по соответствующим заданиям (ориентировочно В11) в тестах РТ-2, РТ-2 on-line, РТ-3, РТ-3 on-line, а также в ДРТ-2022 г. О соотношении количества задач по планиметрии и стереометрии можно будет судить только после анализа тестов РТ-2, РТ-2 on-line, РТ-3, РТ-3 on-line, а ДРТ-2022 г.
Физика.
Спецификация 2022 года предполагает следующее распределение задач по темам и разделам физики:
- Механика – 11 заданий (34,38 %).
- Основы МКТ и термодинамики – 7 заданий (21,88 %).
- Электродинамика – 9 заданий (28,12 %).
- Оптика. Основы СТО – 3 задания (9,38 %). + 1 задание
- Основы квантовой физики – 1 задание (3,12 %).
- Атомное ядро и элементарные частицы – 1 задание (3,12 %). – 1 задание
+ 1 задание, — 1 задание – изменение количества заданий по сравнению с прошлым годом. Связано это с тем, что в этом году впервые в ЦТ была включена тема «Сферические зеркала». Эта тема вообще впервые вошла в школьный учебник (раньше с ней могли ознакомиться на факультативах те, кто изучал физику по профилю). Поэтому данную тему будут проверять на ЦТ обязательно.
Остальные 2 задачи по оптике будут, скорее всего, выбираться следующим образом: одна задача на интерференцию или дифракцию, другая – на преломление или на тонкие линзы. Но об этом можно будет судить на основании задач РТ-2, РТ-2 on-line, РТ-3, РТ-3 on-line, а также на основании ДРТ-2022 г. Появление задачи на СТО в ЦТ маловероятно.
Вторая особенность теста по физике заключается в том, что опять же, впервые в ЦТ включены 2 задачи по теме «Статика» из раздела «Механика». Предварительно можно утверждать, что эти задачи заменили одну задачу по кинематике, и одну – по динамике (на силу или II закон Ньютона). Это значит, что тему «Статика» также следует хорошо повторить и порешать на эту тему достаточно задач.
Не следует воспринимать эту информацию как истину в последней инстанции. Только анализ всех тестов (РТ-2, РТ-2 on-line, РТ-3, РТ-3 on-line, а также ДРТ-2022 г., а некоторые из них ещё и не появились) даст возможность с некоторой вероятностью предполагать содержание задач на ЦТ по физике и математике. Поэтому ситуацию следует рассматривать в развитии, в динамике, регулярно посещая репетиционное тестирование по предметам и анализируя задачи в них по темам, уровням сложности и размещению в разделах А и В. Помните, что количество задач, включающих уровни I–III, а это максимум средний уровень, который должен быть по силам среднему же (объективно) ученику, составляет 26 (т. е. 81,25 %). Решение этих задач должно быть по силам не только отличникам по этим предметам, но и «хорошистам». А по существующей в настоящее время системе подсчёта баллов это даёт примерно 31–34 первичных балла, что в свою очередь даёт 72–75 тестовых балла, что, в принципе, не так плохо по этим предметам. Ну а если вам удастся решить правильно хотя бы ещё 1–2 задачи IV уровня, вы в «шоколаде». Не будем уже говорить о том, что вам, конечно, никто не мешает решить всё!
Надеемся, что эта статья поможет абитуриентам лучше подготовиться к прохождению централизованного тестирования по физике и математике. Желаем вам успешного окончания школы, удачной сдачи ЦТ и интересной учёбы в выбранном высшем учебном заведении на своей любимой специальности, да ещё и на бюджете!!!