Лайфхаки морфемики и словообразования
Задания по морфемике и словообразованию являются одними из самых сложных в ЦТ по русскому языку. В спецификации этот раздел программного материала называется «Состав слова. Образование слов». В «Анализе типичных ошибок» абитуриентов 2020 г. («Настаўніцкая газета», 12/2020) указывается, что с заданием справилось 11% (!) абитуриентов.
Мы познакомим вас с некоторыми приемами, которые помогут разобраться со сложным механизмом образования слов.
- Используйте принцип «матрешки». Разбор слова по составу начинается с конца, снимается одна морфема за другой.
- Помните, что морфемы – «кирпичики» смысла. Например, приставка при— означает нахождение вблизи чего-либо; за- начало/конец действия; суффикс —н— превращает существительное в прилагательное. Нередко выделение этого значения – путь к определению способа словообразования. Например, суффиксы —тель-, -ун-, —щик- обозначают лицо, которое совершило действие. Следовательно, ближайшим «родственником» станет глагол.
- Обращайте внимания на чередования букв – они затрудняют поиск морфемы. Спецификация подчеркивает это в подразделе «Чередование звуков при образовании и изменении слов».
- Фонетика – слон, на котором стоит словообразование. Если вы не освоите фонетику – словообразование останется terra incognita. Самым «коварным» местом становится расхождение между буквенным и звуковым составом. Обращайте внимание на «опасные» места: чаще всего это позиция конца слова, где в сочетаниях [йэ], [йа], [йо] и др. [й] относится к суффиксу, а гласная уходит в окончание
- Обращайте внимание на морфемы при изучении орфографии. У вас накопится практика выделения уже знакомых фрагментов слов.
- Словообразование – морфемная математика. Решайте пропорции. Словообразовательный квадрат – самый проверенный способ решения любой морфемной задачи.
Помните, что хорошее настроение –верный помощник в решении ЦТ! И немного веселой морфемики от Винни-Пуха вместо аудита ваших знаний:
Опять ничего не могу я понять.
Опилки мои – в беспорядке.
Везде и повсюду, опять и опять
Меня окружают загадки.
Возьмём это самое слово «опять».
Зачем мы его произносим,
Когда мы свободно могли бы сказать
«Ошесть», и «осемь», и «овосемь»?
Молчит этажерка, молчит и тахта –
У них не добьёшься ответа,
Зачем это хта – обязательно та,
А жерка, как правило, эта!
«Собака кусается»… Что ж, не беда.
Загадочно то, что собака,
Хотя и кусается, но никогда
Себя не кусает, однако…